А когда слёзы высохли - вокруг были только звёзды. (Л. М. Буджолд)
Когда-то давным-давно меня прозвали "чёрным сценаристом". В шутку. Имея в виду, что написал сценарий - а в жизни что-то очень похожее вдруг взяло и сбылось. "Чёрный, не чёрный" - не знаю, но вот сейчас главный негативный момент, который я пытался воплотить в сценарии, взял да и воплотился в жизнь. Причём воплотился не абы где, а в работе над экранизацией этого вот самого сценария.

Итак, вот он, Основной Негативный Момент. У любого действия могут быть последствия. "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся" - только ещё глобальнее. Причём последствия вообще, совершенно, никаким образом не могут быть просчитаны в тот момент, когда ты это самое действие совершаешь. Такова уж, видимо, глобальная природа вещей, или извращённое чувство юмора у Вселенной.


Переходим к практике.


Вступление.

Сценарий я разрабатывал для режиссёра и менеджерши. Работали интересно и весело. Довольно хорошо понимали друг друга, в целом были настроены на одну волну.

Параллельно я общался, и пытался вместе работать совсем в другой сфере, с одной продюссершей. И ценил её даже не за совместную работу. Ценил за то, что могла хорошо меня понимать, выслушивать, давать полезные советы. Какова она в профессиональном плане, что любит, на что ориентируется - не знал. И никогда не планировал тесно с ней работать именно в сфере кино в дальнейшем.

А ещё у этой продюссерши есть друг - "компоузер". Если точнее, этот друг занимается раскадровками, рисунками, спецэффектами, титрами, и прочими, подобными этим, вещами.


Первый акт.

Режиссёр был решительно настроен делать фильм, по возмонжости - поскорее. Для работы над фильмом ему понадобился раскадровщик (прямо сейчас) и специалист по спецэффектам (на финальном этапе, но договориться тоже лучше прямо сейчас).

Я и вспомнил. Есть у меня знакомая продюссерша, у которой есть друг - компоузер, талантливый, можно попросить его.

Режиссёр дал добро.

Я поговорил с продюссершей (потому что координат самого друга не знал). И она, совершенно неожиданно вспыхнув энтузиазмом, радостно заявила, что всё сделает сама. И работать с титрами, и делать раскадровки она очень любит. Ещё и ролик демонстрационный нам сделает, с которым можно будет презентовать сценарий при подготовке к съёмкам фильма.

Договорившись с ней, я передал её контактные данные режиссёру.


Второй акт.

Переговоры по интернету, личная встреча, и ещё немного переговоров по интернету между режиссёром и продюссершей проходили без моего участия. Меня вызвали только неделю спустя.

На встрече находились мы трое. Я. Режиссёр. И девушка, которая - как я был полностью уверен, приходя на встречу - будет делать раскадровки наших идей и их демонстрационные ролики.

Придя на встречу, я практически сразу получил на свою голову ушат помоев. Критиковали мои сценарные наработки как следует. Причём бОльшая чатсь критики исходила вовсе не от режиссёра, а именно что от продюссерши.

В ходе её монологов я с удивлением узнал, что на проекте она будет исполнять именно что функции продюссерши. И одновременно - играть главную героиню, как актриса.

Далее она стала высказываться, в каком духе должен быть фильм. Заявив попутно, что советское кино и все его приёмы она считает безнадёжно устаревшими, а идеальным - то кино, которое делают в Голливуде.

Что важно - режиссёр во всём с ней соглашался. И не просто соглашался, а с жаром поддерживал - хотя до появления продюссерши ничего подобного не говорил.

Уже в этот момент я искренне пожалел, что пригласил её в проект. Но - см. первоначальные мысли - как можно было догадаться, что человек, которого приглашают делать раскадровки, совершит рейдерский захват продюссерского кресла, а заодно и мозга режиссёра?

Но в её словах было много рациональных вещей. Я решил не поддаваться плохим эмоциям и работать дальше.


Третий акт.

Несколько дней спустя, обсуждая с новоявленной продюссершей детали проекта, я внезапно схлопотал от неё твёрдое, с полным чувством собственной правоты, замечание о том, какой должна быть главная героиня.

Тут нервы начали потихоньку отказывать. Я обдумывал этот сюжет больше полугода. Несколько месяцев с режиссёром вплотную всё обсуждали. И вот, девушка, ещё двух недель на проекте не пробывшая (и - ещё раз - первоначально приглашённая сделать титры) уже считает само собой разумеющимся делать мне подобные замечания.

Но опять. Успокоился, глубоко вздохнул, забыл.

И вот. Не далее, как сегодня, закончил составлять краткий поэпизодный план. Отправил его режиссёру именно что под таким названием - краткий поэпизодный план.

А какое-то время спустя от режиссёра пришёл ответ. Отрывки из которого я просто обязан процитировать открытым текстом.

значит пишу
мнение меня и _имя-продюссерши_ (ну она может еще допишет):

Я уже насторожился. Оказалось - не зря.

1) нет конфликта вообще
!!!!!!

С этим можно поспорить, можно согласиться. Но даже если режиссёр полностью прав. Сам тон, которым он начал переписку... Весьма характерен.

2) сцена драки с бандитами должна быть!

Ни больше, ни меньше. И плевать на то, что в атмосферу, которую я пытался создать в сценарии, она совершенно не вписывается и отнимает время у других важных моментов. Я режиссёр, я сказал - и всё.

3) Эпизод (такой-то) и (другой, очень похожий) не надо объединять!!!!

Тут нужно уточнение. Перед тем, как отправить поэпизодный план, я позвонил режиссёру и по телефону объяснил, ПОЧЕМУ эти эпизоы надо объеденить. Что так, и только так, будет правильно по законам драматургии, которой меня в своё время учили.

Пока динамично всё развивается. Режиссёр и продюссерша начали с игнорирования воли драматурга (то-есть меня), теперь вполне естественно продолжают наезды и на драматургию в целом. А зачем она нужна? И так неплохо получилось.

4) ПРОРАБОТАЙ ДИАЛОГИ!!!!!!!!!!

С самого начала было сказано, что я высылаю - ПОЭПИЗОДНЫЙ ПЛАН. Любому киношнику по названию сего документа должно быть ясно, что диалогов здесь нет и быть не может.

Возможы два трактования развития событий.

Первый. Оптимистический. Режиссёр просто хочет поскорее увидеть готовый сценарий, вот и требует поскорее сделать диалоги, всё больше и больше увеличивая поголовье своих восклицательных знаков.

Второй. Пессимистический. Режиссёр на самом деле посчитал, что диалоги в поэпизодном плане есть, только вот плохо проработанные. То-есть проявил профессиональную некомпетентносить.

Интреесно. Я сейчас оптимист или пессимист.

А вот дальше будет замечание про самую личную. Самую ценную для меня сюжетную линию во всём сценарии.

5) (эту сюжетную линию) убрать нафиг!

До этой фразы господина режиссёра я искренне считал сценарий своим творчеством. И готов был, если понадобится, вообще не просить за него денег.

После этой фразы господина режиссёра я больше не считаю сценарий моим творчеством.

Я всё ещё могу с удовольствием над ним работать. Но - выполняя не творчество, а самую обычную работу. А за работу полагается выдавать зарплату. Вопрос ребром - до тех пор, пока со мной не будет заключён контракт и обещена зарплата, переделок сценария в духе новых указаний режиссёра не будет. Жребий брошен, Рубикон тоже где-то там.

Дальше было ещё несколько замечаний, но они уже не суть важны. А важно то, что ни подобных замечаний, ни разговора со мной в подобном тоне раньше не было. До прихода этой продюссерши - не было.



В старом-старом мультсериале "Охотники за привидениями" была серия про определённых, сверхъестественных и опасных существ. Жили они где-то в своём мире, и в человеческие города просто так попасть не могли.

А могли попасть только в том случае, если какой-то человек добровольно их пригласит.

В благодарность за своё приглашение эти существа обещали массу услуг. Но как только оказывались в городе, немедленно отвечали пригласившему: ты позвал нас сюда? Позвал. И мы пришли. А теперь - иди нафиг, ты всё равно не сможешь нам помешать разносить твой город.

Интересные параллели могут возникнуть между старыми мультиками и реальной жизнью.


@музыка: RAPSODY feat. DOWN LOW - Moonlight

@настроение: Где ты, путеводная звезда?

@темы: Подавленное состояние